Главное управление жилищно-коммунального хозяйства города Ташкента создано на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № ПФ-5017 «О мерах по дальнейшему совершенствованию управления системой жилищно-коммунального обслуживания» и осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 28 августа 2023 года № ПФ-151 «О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства в рамках административной реформы», а также Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 апреля 2024 года № 214 «Об утверждении положений о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан и его подведомственных организациях».
Главное управление является структурным подразделением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан, непосредственно подчиняется Министерству и отчитывается перед ним.
В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и указаниями Министерства, Положением главного управления, а также иными нормативно-правовыми актами.
Главное управление жилищно-коммунального хозяйства осуществляет свою деятельность во взаимодействии с хокимиятами города Ташкента и его районов, министерствами, местными органами государственного управления, а также иными организациями и предприятиями.
Основные задачи Главного управления
- Реализация единой государственной политики Министерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории и осуществление межотраслевой координации.
- Координация деятельности органов управления в многоквартирных домах и осуществление мониторинга технического состояния многоквартирного жилищного фонда.
- Участие в организации капитального и текущего ремонта многоквартирного жилищного фонда.
- Методическое содействие органам управления в определении размеров обязательных взносов, направленных на содержание, эксплуатацию и сохранение общего имущества многоквартирных домов.
- Мониторинг реализации программ по модернизации и реконструкции объектов питьевого водоснабжения, канализационных сетей и систем теплоснабжения.
- Разработка комплекса мероприятий по внедрению в систему теплоснабжения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии.
- Формирование программ по модернизации и реконструкции центральных котельных и тепловых сетей.
- Подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства с учетом передового опыта развитых зарубежных стран.
- Разработка предложений по формированию тарифной политики на услуги питьевого водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также по укреплению экономической устойчивости организаций жилищно-коммунального хозяйства.
- Изучение потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников территориальных организаций жилищно-коммунального хозяйства и внесение соответствующих предложений.
- Привлечение сотрудников территориальных организаций жилищно-коммунального хозяйства к переподготовке и повышению квалификации.
- Организация функционирования и обеспечение стабильности информационно-коммуникационных технологий в Главном управлении и его структурных подразделениях.
- Прием, анализ и представление в Министерство балансов и финансовой отчетности Главного управления и его структурных подразделений.
Функции Главного управления
Главное управление в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции:
Совместно с компетентными государственными органами организует работу по предупреждению коррупции в Главном управлении и его структурных подразделениях.
Изучает потребности физических и юридических лиц в жилищно-коммунальных услугах и в установленном порядке представляет информацию в Министерство.
Вносит предложения по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям и внедрению современных энергосберегающих технологий.
Принимает участие в разработке программ строительства, реконструкции и модернизации в сфере многоквартирного жилищного фонда, питьевого водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
Руководит территориальной системой жилищно-коммунального хозяйства, координирует деятельность организаций, эксплуатирующих объекты жилищно-коммунальной сферы.
Изучает и осуществляет мониторинг технико-экономических показателей состояния многоквартирного жилищного фонда, систем теплоснабжения, питьевого водоснабжения и водоотведения.
Участвует в эффективной организации системной работы по использованию и содержанию многоквартирных домов и прилегающих земельных участков.
Организует своевременную и качественную подготовку многоквартирных домов к сезонной эксплуатации.
Содействует органам управления многоквартирными домами во внедрении инновационной деятельности и современных технологий.
Проводит анализ технико-экономических показателей деятельности органов управления многоквартирными домами и представляет результаты в Министерство.
Разрабатывает предложения по повышению качества жилищно-коммунальных услуг, расширению их видов, снижению материальных и энергетических затрат производства, а также совершенствованию данной сферы.
Налаживает взаимодействие с органами местной исполнительной власти и органами самоуправления граждан в вопросах обеспечения сохранности многоквартирных домов и устойчивого функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Регулярно информирует население о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, рассматривает в установленном законодательством порядке обращения физических и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления.
Обеспечивает информирование населения о работе системы контроля за управлением многоквартирными домами, о ремонте, благоустройстве и эксплуатации жилищного фонда, а также о правах и обязанностях участников жилищных отношений.
Оказывает содействие органам местной исполнительной власти в вопросах реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта многоквартирных домов, а также улучшения их технического и эксплуатационного состояния.
Участвует в мероприятиях по признанию жилых помещений многоквартирного фонда непригодными для проживания в установленном порядке.
Осуществляет мониторинг аварийного состояния многоквартирного жилищного фонда.
Организует работы по подготовке многоквартирного жилищного фонда к устойчивой эксплуатации в осенне-зимний период и оказывает содействие органам местной исполнительной власти, органам самоуправления граждан и товариществам собственников жилья.
Формирует конкретные предложения по разработке программ, стратегий и концепций в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения и участвует в их реализации.
Осуществляет мониторинг охвата населения услугами по питьевому водоснабжению и водоотведению.
Формирует предложения для государственных социальных заказов по обеспечению населённых пунктов услугами питьевого водоснабжения и водоотведения.
Принимает меры по расширению участия частного сектора в оказании услуг питьевого водоснабжения и водоотведения, в том числе на основе государственно-частного партнёрства.
Участвует в разработке проектов нормативно-правовых актов в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения.
Проводит экономический и технический анализ тарифов в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения для содействия формированию тарифной политики.
Содействует проведению научных исследований в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения.
Анализирует потребность в кадрах в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения и формирует предложения по их подготовке.
Участвует в оценке выполнения основных критериев эффективности деятельности организаций питьевого водоснабжения.
Формирует предложения по проведению технологического аудита очистных сооружений питьевой воды и сточных вод, принимает меры по обеспечению водосбережения.
Участвует в установлении допустимых норм (лимитов) технологического расхода и потерь воды для организаций питьевого водоснабжения.
Формирует целевые программы по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения и водоотведения.
Ведёт перечни объектов питьевого водоснабжения и водоотведения, подлежащих строительству и реконструкции на основе государственного социального заказа.
Совместно с представительными органами местной государственной власти осуществляет мониторинг реализации проектов в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения.
Разрабатывает предложения по внедрению в систему теплоснабжения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии.
Готовит предложения по развитию децентрализованной системы теплоснабжения посредством строительства энергоэффективных местных котельных и установки индивидуальных систем теплоснабжения в жилых домах.
Участвует в модернизации, реконструкции и замене физически и морально устаревших, малоэффективных котельных агрегатов, насосного оборудования, вышедших из строя магистральных и распределительных тепловых сетей.
Организует внедрение нормативного учета производства и потребления энергетических ресурсов, а также автоматизированной системы учёта поступающих средств и платежей потребителей за услуги теплоснабжения.
Изучает потребность в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства, организует подготовку специалистов, в том числе с привлечением кандидатов для прохождения стажировок за рубежом.